Обучение вязанию на уроках технологии не только увлекательно для детей, но и развивает усидчивость, внимание, мелкую моторику. Сначала девочки изготавливают простые изделия, постепенно развивают навыки. А уже спустя некоторое время они самостоятельно могут создавать предметы одежды — платья, шапки, носки не только для игрушек, но и для людей.
Краткая история возникновения вязания
Самая древняя вязаная вещь была обнаружена в одной из гробниц фараона. Это был детский носок. Неожиданная находка и изображение египтян в обтягивающих одеждах, которые очень похожи на вязаные, доказывают, что древние египтяне уже умели вязать.
На Западе этот вид рукоделия появился только в IX веке н.э., что совершило революцию в изготовлении одежды. Даже европейские короли носили вязаные чулки, потому что они были гораздо удобнее, чем кожаные или тканевые.
Техники
Техника вязания спицами или крючком зависит от выбранного материала, схемы.
Различают несколько основных способов вязания:
- по кругу (изготавливают центральный круг, остальная часть изделия навязывается вокруг него);
- ажурное (используется для изготовления тонких красивых узоров);
- жаккардовое (изделие изготавливается по схеме в виде рисунка, петли плотно прилегают друг к другу);
- тунисское (необходим длинный крючок, петли провязываются одновременно по лицевой стороне);
- ирландское (сочетание нескольких сложных техник, изделия закрепляются между собой тонкой сеткой или тканью, в итоге получается необычный предмет одежды);
- брюггское кружево (вязаные тесёмки соединяют петлями);
- филейное (из рядов петель изготавливают сетку, одновременно вывязывая на ней узор);
- авторское (модные техники, которые нельзя отнести к какому-либо определенному виду).
Инструменты
Основные инструменты — спицы, вилка или крючок. В зависимости от размера пряжи подбирают необходимую толщину инструментов, дополнительные приспособления.
Например, при вязании большого изделия, можно использовать спицы на проволоке. Когда ширина ряда петель становится больше длины спиц, он спускается на проволоку.
Материалы
Основной материал — пряжа. Она может быть шерстяная или синтетическая.
Важную роль играет толщина нити:
- тонкую пряжу используют для вязания сетки;
- средняя толщина подходит для изготовления узоров;
- толстой пряжей вывязывают фон.
Приёмы вязания
В первую очередь нужно освоить приёмы «начальный ряд» (набор петель), «лицевая» и «изнаночная петля».
Сложные схемы состоят из чередования этих петель.
Условные обозначения для изготовления узоров:
- Лицевая — вертикальная полоса.
- Изнаночная — горизонтальная полоса.
- Накид — круг.
- Скрещённая лицевая — петля.
- Скрещённая изнаночная — петля, подчёркнутая снизу.
- Сдвиг — полоса, расположенная в квадрате схемы по диагонали. В сторону наклона полосы сдвигаются петли.
Виды изделий
Вязаные вещи встречаются в каждом гардеробе, так как обладают очень важными свойствами: хорошо сохраняют тепло и позволяют коже «дышать». При этом предметы одежды могут быть повседневными – тёплый свитер, носки, шарф и «на выход» — платья, туники, ажурные накидки и даже костюмы. Их также можно условно разделить на:
- верхние (кардиганы, кофты и пр.);
- бельевые;
- чулочно-носочные;
- головные (шапки);
- перчаточные;
- корсетные;
- платочно-шарфовые вязаные изделия.
Вязание на уроках технологии в школе
Вязание на уроках технологии в России начинается в среднем звене или старших классах, когда мальчики и девочки разделяются. Посещать творческие кружки можно с раннего возраста. Учитель знакомит школьников с историей, развитием, видами вязания, дети делают доклады, презентации.
Для многих учеников вязание становится любимым увлечением. Сначала моделями выступают куклы и игрушки. С приобретением опыта дети могут вязать сложные изделия, например платья или кофты для взрослых.